Группы здоровья детей

О группах здоровья по физической культуре

Группы здоровья детей
Если хочешь быть здоров – занимайся!

Каждый год в своей профессиональной деятельности я сталкиваюсь с учащимися подготовительной группы здоровья. К слову сказать, некоторые дети очень расстраиваются, что им ставят подготовительную группу.

При этом они профессионально занимаются спортом или спортивными (бальными) танцами.

Есть дети, которые испытывают радость от того, что спрятались в «домик» под названием «подготовительная группа», ведь теперь учитель не имеет права приглашать их на соревнования за школу и речь идет совсем не о слабых учениках, а о физически крепких парнях и девушках.

Особенно счастливы (не понимаю, что за прелесть такая чувствовать себя больным человеком) девушки. Хотя нет, я знаю наверняка о причинах этого “счастья”: 1. «Я не хочу» и «мне лень». 2. «Мне это не нужно» и «Мне и так хорошо».

Сегодня расскажу о группах здоровья по физической культуре, дам информацию, которую надо знать и родителям, и детям. Подойду к этому вопросу немного с края.

В соответствии с имеющимися стереотипами, физической культуре приписывается ведущая роль в улучшении здоровья подрастающего поколения.

К сожалению, её реальные возможности не столь велики, чтобы полностью решать задачи обеспечения здоровья школьников.

Дело в том, что на состояние здоровья примерно равно воздействуют три группы факторов – наследственность (1), экология (2) и образ жизни (3).

Физическая культура относится к третьей группе факторов здоровья.

Эффективность работы образовательного учреждения (ОУ) по-прежнему оценивается по уровню знаний учащихся и поступлению в ВУЗы, а состояние здоровья при этом неуклонно ухудшается. Медицинская служба образовательных учреждений воспринимает все педагогические новшества, как дополнительный фактор риска и пытается «защитить» ребенка от новаций педагога.

Врачу гораздо легче освободить ребенка от физкультуры, экзаменов, турпоходов и т.п., чем договориться с учителем об индивидуальном графике работы и сдачи им контрольных нормативов. Нет возможности организовать и даже проконтролировать режим дня, двигательную активность, характер питания таких учащихся.

Качество работы медицинской службы оценивается по выполнению профилактических прививок, контролю пищеблока, диспансеризации больных детей и т.д., а образ жизни учащихся должны обеспечивать педагоги и родители.

Физическая культура всего лишь один из немногих факторов оздоровления людей и занимает среди них свое уникальное место, являясь существенным пусковым механизмом развития ребенка.

Для оптимизации физических нагрузок принято выделять медицинские группы (МГ) для занятий физкультурой. Формирование групп позволяет дифференцированно подойти к физическому воспитанию детей с учетом их здоровья, физического развития, функциональных способностей всех систем организма и его физической тренированности. Выделяют следующие физкультурные группы:

  • Основная группавключает детей 1 и 2 групп здоровья с небольшими функциональными отклонениями при общем хорошем самочувствии. Эти дети занимаются в соответствии с программой образовательного учреждения, допускаются к сдаче контрольных нормативов и занятиям в спортивных секциях.
  • Подготовительная группа назначается детям 2 и частично 3 групп здоровья, имеющим отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, хронические заболевания в стадии стойкой ремиссии, не препятствующие занятиям физическими упражнениями в объеме программы по физической культуре учебного заведения.

Эти дети занимаются вместе с основной группой, нуждаются в некоторых ограничениях нагрузок и более постепенном освоении двигательных навыков и умений, поэтому им необходимы дополнительные занятия для повышения физической подготовленности во внеурочное время.

  • Специальная медицинская группа (СМГ) формируется из учащихся с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, допущенных к групповым занятиям, но имеющих противопоказания к усиленной физической нагрузке. Обязательным видом занятий по физкультуре для них являются занятия по специальным программам с дифференцированным подходом и индивидуальной оценкой их влияния на организм. Основным критерием для отнесения ребенка к СМГ является установление диагноза заболевания, однако и в этом случае медицинская группа должна назначаться с учетом тяжести патологического процесса и адаптационных возможностей организма.

Сохраните себе табличку рекомендаций по физическому воспитанию учащихся.

Общие рекомендации по физическому воспитанию учащихся

Будьте здоровы и занимайтесь физкультурой.

Спасибо, что читали статью. Спасибо за лайки и подписку

Offside училка

Источник: https://zen.yandex.ru/media/zamsport/o-gruppah-zdorovia-po-fizicheskoi-kulture-5d7e62393d87363e8924f915

Группы здоровья детей и подростков

Группы здоровья детей

Качественную характеристику состояния здоровья детского населения дают путем распределения детской популяции по группам здоровья, составляемым с учетом определяющих признаков здоровья, к которым относят:

  • отсутствие в момент обследования любого заболевания;
  • гармоничное и соответствующее возрасту физическое и психическое развитие;

▲ нормальный уровень физиологических функций;

▲ отсутствие предрасположенности к заболеваниям.

Распределение детей по группам здоровья необходимо для одномоментной оценки состояния здоровья детского коллектива, эффективности лечебно-профилактической работы детских учреждений и отдельных врачей, для нахождения и сравнения эффекта факторов риска, влияющих на коллективное здоровье детей, а также для определения потребности в соответствующих медицинских кадрах.

На основании результатов медицинских осмотров, выявляющих признаки здоровья, дети распределяются на 5 групп:

1-я — здоровые, нормально развивающиеся дети, не имеющие функциональных отклонений. У детей этой группы отсутствуют хронические заболевания, они не болеют или за период наблюдения болеют редко острыми заболеваниями и имеют нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие;

2-я — здоровые дети со сниженной сопротивляемостью организма, имеющие функциональные или незначительные морфологические отклонения. Они не страдают хроническими за­болеваниями, но часто (4 раза и более в год) длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеют;

3-я — больные дети, имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии компенсации с редкими и нетяжело протекающими обострениями хронического заболевания, не дающими выраженного нарушения общего состояния и самочувствия;

4-я — больные дети с хроническими заболеваниями или врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых интеркуррентных заболеваний;

5-я — больные дети с тяжелыми хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации и со значительно сниженными функциональными возможностями организма (больные в состоянии декомпенсации).

Распределение детей по группам здоровья определяется отношением числа лиц, входящих в данную группу здоровья, к общему числу осмотренных детей, выраженным в процентах.

Дети и подростки разных групп здоровья нуждаются в дифференцированном подходе при разработке комплекса оздоровительных мероприятий.

Для детей 1-й группы учебная, трудовая и спортивная де­ятельность не требует каких-либо ограничений. Педиатр в плановые сроки проводит медицинский осмотр, назначая тренирующие общеоздоровительные мероприятия.

Дети и подростки 2-й группы здоровья представляют собой группу риска, вследствие чего требуют более пристального внимания врачей.

Им нужен комплекс оздоровительных мероприятий, направленных на повышение резистентности организма неспецифическими средствами, включающими оптимальную двигательную активность, закаливание естественными силами природы (солнцем, водой, воздухом), рациональный режим дня и дополнительную витаминизацию рациона.

Сроки повторных медицинских осмотров индивидуальны с учетом направленности отклонений в состоянии здоровья и степени резистентности организма.

Дети и подростки остальных групп здоровья (3, 4, 5-я) находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специальностей, получая необходимую лечебно-профилактическую помощь в зависимости от вида патологии и степени компенсированности процесса.

В детских учреждениях для таких детей должен быть обес­печен щадящий режим дня, удлиненная продолжительность отдыха и ночного сна, ограничение объема и интенсивности физических нагрузок.

При оценке здоровья детей в детских и подростковых учреж­дениях врачи должны использовать следующие показатели:

  • уровень общей и инфекционной заболеваемости;
  • индекс здоровья (процент длительно и часто болеющих);
  • распространенность и структуру хронических заболева­ний;
  • процент детей с нормальным физическим развитием;
  • распределение по группам здоровья.

При оценке физического развития детей по имеющимся стандартам необходимо учитывать такие факторы, как акселерация (от лат. — ускорение) и ретардация (от лат. — замедление).

В течение последних 150—170 лет во многих странах мира от­мечается ускорение роста и развития детей по сравнению с предшествующими им поколениями. Явление стало заметным после введения в практику обследования детей антропометрических измерений.

Научные данные показывают, что акселерация в той или иной степени проявляется во все периоды роста, начиная с внутриутробного. Приводим некоторые признаки акселерации:

  • длина тела новорожденных увеличилась на 1 см и не­сколько повысилась масса тела;
  • показатель нормального развития грудных детей — удвоение веса ребенка к 5—6-му месяцу — в настоящее время наблюдается на месяц раньше;
  • в среднем на год раньше происходит смена молочных зубов на постоянные;
  • за 80 лет пятнадцатилетние подростки стали выше своих сверстников, живших 100 лет назад, на 20 см и прибавили в массе тела на 15 кг;
  • на 1—2 года раньше наступают процессы окостенения, вследствие чего прирост тела в длину прекращается в бо­лее раннем возрасте: у девушек в 16—17 лет, у юношей — в 18—19 против 18—20 лет и более, как было раньше.

В научной литературе говорится почти о 50 признаках акселерации. Интересно, что процессы акселерации у детей всех национальностей и в разных странах протекают примерно одинаково.

Источник: https://cyberpedia.su/9x41f6.html

Группы здоровья детей: характеристики для распределения

Группы здоровья детей

Условные категории состояния психического и физического развития детей называются группами здоровья.

Такое распределение помогает определить необходимость, масштаб лечебных и профилактических мероприятий. Группы здоровья детей и подростков определяют уровень физической нагрузки, особенности рациона.

В некоторых случаях необходимо установить ограничения для занятий той или иной деятельностью.

Что такое группа здоровья

Медицинское обозначение, которое применяется для анализа состояния организма ребенка, называется группой здоровья.

Для того чтобы отнести состояние здоровья к одной из категорий, проводится профилактический врачебный осмотр, ряд инструментальных, лабораторных исследований, обследование психологом или психиатром.

Для причисления ребенка к определенной категории во время диспансеризации (медосмотра) его осматривает медицинская комиссия, состоящая из окулиста, оториноларинголога, хирурга, кардиолога, невропатолога.

Окончательный вердикт о присвоении той или иной категории выносит врач-педиатр на основании заключений узких специалистов, после чего заносит данные в карту пациента.

Оценка состояния физического и психического состояния необходима для определения объема дальнейшего оказания медицинской помощи.

Иногда детям требуется особый домашний уход или в специализированных учреждениях под контролем квалифицированного персонала.

Критерии определения

Классификация критериев состояния организма, на основании которых проходит установление группы здоровья детей, разнообразна и подразумевает шесть основных принципов, согласно которых и принимается решение об определении категории. К ним относят:

  • физическое здоровье, развитие;
  • наличие генетических патологий;
  • развитие органов, систем;
  • сопротивляемость организма внешним факторам;
  • психическое, психологическое состояние.

Физическое здоровье и развитие

В этот критерий входят основные физические характеристики – вес, рост, окружность головы, груди, пульс, гармоничность, пропорциональность развития тела. С развитием малыша врачи отслеживают, когда он начал поднимать, держать головку, улыбаться, садиться, ползать, ходить и говорить.

Существует таблица и шкала норм, в которой по месяцам отражены все навыки, которыми должен владеть ребенок в том или ином возрасте. При наличии отклонений необходимо исследовать, диагностировать их характер, определить, имеются ли осложнения, как сильно они отразятся на дальнейшей жизни.

Наследственность

При осмотре новорожденного педиатр должен провести тщательный опрос родителей на предмет наличия в семье заболеваний, которыми страдают кровные родственники.

С помощью генетических исследований, которые будущие мамы делают в период беременности, определяют риск развития наследственных патологий у ребенка.

В данный критерий входят не только генетические заболевания, но и ход родов, течение гестации, развитие малыша в первые недели жизни.

Развитие систем и органов

На протяжении первых лет жизни младенца происходит основное развитие, становление всех органов и систем в организме, их рост, «настройка».

Для оценки развития организма назначают ультразвуковое исследование (УЗИ), общие анализы крови, мочи, функциональные пробы и другие обследования.

Особое внимание медработники уделяют сердечно-сосудистой, нервной, мочеполовой системе, пищеварительному тракту.

Статья в тему:  Правила и привычки, которые помогут предотвратить инсульт

Сопротивляемость организма внешним инфекциям и факторам

Подверженность ребенка простудным заболеваниям (ОРЗ) или болезненность – один из основных критериев оценки работы организма.

Если маленький пациент часто болеет (более 3–4 раз в течение года), то это означает несостоятельность иммунитета.

Для уточнения диагноза следует назначить дополнительные клинические обследования для выявления причины такого состояния, в соответствии с которыми может быть присвоена определенная категория.

Психологическое и психическое развитие ребенка

Оценку неврологического и психологического состояния малыша проводят психолог и невролог. После собеседования и осмотра выявляется наличие отклонений.

При обследовании учитывается речь малыша, его реакции на родителей, игрушки, картинки и других детей, наличие беспокойства, плаксивости, капризов. Врач-невролог исследует рефлексы (коленный, локтевой, реакции на хлопок).

У грудничков определяют наличие рефлекса спонтанного ползания, сосания, хватания.

Распределение детей по группам здоровья

Большое значение в распределении детей по группам здоровья имеет осмотр узких специалистов, генетические и инструментальные исследования.

Необходим тщательный сбор анамнеза для выявления генетических патологий, определения частоты заболеваемости инфекционными патологиями.

Одним из ключевых факторов является определение уровня психического и интеллектуального развития пациента. Основные критерии распределения указаны в таблице.

Группа здоровьяГармоничность развитияНаличие хронических патологийФункциональное состояние систем, органовРезистентность, реактивность
Первая.Соответствует возрасту.Отсутствуют.Без отклонений.Редкие (не чаще 1-2 раз в год), легко протекающие заболевания.
Вторая.Нормальное физическое развитие или избыток массы тела первой степени. Нервно-психическое развитие соответствует возрасту или имеет незначительные отклонения.Отсутствуют.Имеются незначительные функциональные изменения.Редкие, нетяжелые по характеру течения простудные заболевания без выраженного ухудшения общего состояния и самочувствия.
Третья.Дефицит или избыток массы тела первой или второй степени, низкий рост, нервно-психическое развитие соответствует возрасту или незначительно отстает.Имеются хронических заболеваний в стадии компенсации или субкомпенсации.Имеются функциональные отклонения.Продолжительные острые респираторные заболевания с последующим затяжным периодом выздоровления, восстановления (вялость, повышенная возбудимость, нарушения сна, аппетита, субфебрилитет)
Четвертая.Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела первой, второй или третьей степени, непропорциональное телосложение, низкий рост, нервно-психическое развитие нормальное или отстаетИмеются тяжелые хронические патологии в стадии декомпенсации.Изменение функций пораженных органов, выраженные проявления заболевания.Частые обострения основного хронического заболевания.
Пятая.Дефицит или избыток массы тела второй или третьей степени, низкий рост, нервно-психическое развитие значительно отстает от нормы.Имеется тяжелая хроническая патология или врожденный порок, приводящий к инвалидности.Выраженные изменения функций пораженных органов, систем.Частые обострения основного хронического заболевания.

Характеристика и виды

Каждая категория здоровья маленьких детей, школьников, подростков имеет свои особые характеристики.

Согласно приказу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), по стандартам выделяют 5 групп развития и здоровья.

Ребенку присваивается та или иная категория на основании результатов квалифицированной медицинской комиссии. Во время развития ребенка его группа может меняться под влиянием внешних и внутренних факторов.

Первая

К этой категории относятся полностью здоровые малыши, подростки, которые не имеют никаких заболеваний, особенностей строения тела и функционирования.

Их физическое и психическое здоровье полностью соответствуют нормативным измерениям. Согласно статистике, первая группа здоровья у детей составляет только 10%.

Учитывая отсутствие патологий, дети, причисленные к этой категории, все равно должны проходить профилактические осмотры в полном объеме в поликлинике.

Вторая

Самая распространенная – вторая группа здоровья у детей. У малыша имеются несущественные отклонения в развитии, снижена иммунная защита организма. Отсутствуют серьезные дефекты развития, хронические патологии. Может отмечаться небольшая задержка в физическом развитии: избыточная или недостаточная масса тела, сниженная острота зрения и др.

Третья

Малыши и подростки, имеющие хронические заболевания в стадии компенсации с редкими обострениями относятся к третьей группе. Пациенты этой категории, как правило, имеют нормальное физическое развитие, но у них могут быть выявлены незначительные отклонения. Третья группа здоровья у ребенка часто сопровождается отклонениями от нормы нервно-психических показателей.

Четвертая

Маленькие пациенты, подростки с хроническими патологиями в стадии декомпенсации, обострения или в неустойчивой ремиссии относятся к четвертой категории. Кроме того, сюда относят малышей с осложнениями после травм, хирургических операций. У таких деток зачастую нервно-психическое и физическое развитие сильно отстаем от нормы, им необходимо постоянное наблюдение и поддерживающее лечение.

Пятая

Представителями этой категории здоровья являются пациенты с тяжелыми сочетанными хроническими патологиями (ремиссии редкие или отсутствуют) с присоединением серьезного отставания в физическом, психическом развитии.

У таких детей поражена не одна система органов, а сразу несколько. Нередко присоединяются значительные осложнения (потеря возможности двигаться, говорить и т.д.). Детям этой группы присваивается статус «ребенок-инвалид».

Физическая и социальная активность детей из разных групп здоровья – рекомендации врачей

В зависимости от группы здоровья детей для них лечащим врачом даются особые рекомендации по образу жизни, двигательной активности, форме обучения, социальной деятельности. Они направлены на улучшение или поддержание состояния здоровья малыша. Ознакомьтесь подробнее с методическими рекомендациями, разработанными для различных категорий здоровья:

  1. Первая и вторая группы. Допускается любой вид деятельности и нагрузки. Занятия физкультурой, учебная нагрузка формируются по общей программе, без ограничений. Все спортивные нормативы могут быть выполнены без вреда здоровью, рекомендуется посещение дополнительных секций, участие в олимпиадах, соревнованиях, дополнительная закалка организма. Запрет на ту или иную деятельность может быть наложен врачом в индивидуальном порядке.
  2. Третья группа. Для каждого вида деятельности необходима консультация врача для установления определенных ограничений. Занятия физкультурой реализуются по специально разработанным программам, участие в спортивных состязаниях ограничивается, т.к. существует высокий риск обострения заболевания или травм. Рекомендуется регулярное профилактическое и коррекционное лечение в оздоровительных лагерях, санаториях.
  3. Четвертая группа. Режим активности значительно ограничен, доктором формируется специальный дневной режим, в котором отдыху, сну, отводится длительное время, для обучения создаются варианты индивидуальных, дистанционных программ. Необходимы занятия лечебной физкультурой (ЛФК), проведение физиотерапии.
  4. Пятая группа. Физическая, умственная активность ребенка значительно ограничены, режим дня сопровождается лечебными процедурами, физиотерапией. Необходим постоянный контроль деятельности взрослыми.

Источник: https://med-anketa.ru/gruppy-zdorov-ya-detey-harakteristiki-dlya-raspredeleniya/

6.2. Понятие о группах здоровья и медицинских группах

Группы здоровья детей

ВРоссийской Федерации существует системараннего выявления нуждающихся в терапиидетей и дальнейшей организации ихжизнедеятельности. В частности, ежегодныемедицинские осмотры обучающихсяпозволяют разбить их на медицинскиегруппы в соответствии с четырьмякритериями:

• наличиеили отсутствие хронических заболеваний;

• характерфункционирования основных функциональныхсистем организма;

• степеньсопротивляемости неблагоприятнымвоздействиям;

• уровеньфизического развития и степень егогармоничности.

Группыздоровья.В соответствии с указанными критериямивыделяют следующие группы здоровья:

1‑ягруппа – здоровые, нормально развивающиеся,без функциональных отклонений.Сюда относятся школьники без хроническихзаболеваний, не болевшие или редкоболевшие за период наблюдения и имеющиенормальное, соответствующее возрастуфизическое и нервно‑психическоеразвитие.

К этой группе относятся 20 –25% школьников, и такое наполнение первойгруппы не изменилось за последние 50лет. Но сейчас характеристика здоровьяэтих детей не совсем объективна, таккак к первой группе чаще всего относяттех, кому просто не поставили диагноз,хотя у них несомненно снижены адаптационныевозможности, т.е.

они находятся в «третьемсостоянии».

2‑ягруппа – здоровые, при наличиифункциональных или небольшихморфологических отклонений.

Это не страдающие хроническимизаболеваниями, но имеющие некоторыефункциональные и морфологическиеотклонения, а также часто (четыре и болеераз в году) или длительно (более 25 днейпо одному заболеванию) болеющие школьники.

Эта группа имеет довольно расплывчатыекритерии, поэтому отнесение к нейконкретного школьника часто являетсякомпетенцией (или некомпетенцией) врача.

3‑ягруппа – больные в компенсированномсостоянии:имеющие хронические заболевания иливрожденную патологию в состояниикомпенсации с редкими и нетяжелопротекающими обострениями хроническогозаболевания без выраженного нарушенияобщего состояния и самочувствия.

4‑ягруппа – больные в субкомпенсированномсостоянии:имеющие хронические заболевания иливрожденную патологию в состояниисубкомпенсации с нарушениями общегосостояния и самочувствия после обострения,с затяжным характером реконвалесценциипосле острых заболеваний.

5‑ягруппа – больные в декомпенсированномсостоянии:с тяжелыми хроническими заболеваниямив состоянии декомпенсации и со значительносниженными функциональными возможностями;как правило, они не посещают образовательныеучреждения общего профиля, а обучаютсялибо в специализированных школах, либона дому и наблюдаются по индивидуальнымсхемам.

Комплекснуюоценку состояния здоровья и распределениепо группам здоровья дает врач‑педиатр.

Детии подростки, отнесенные к разным группам,требуют дифференцированного подходав организации занятий физкультурой илилечебной физкультурой.

Так, для детейпервой группы здоровья учебная, трудоваяи спортивная деятельность организуетсябез каких‑либо ограничений всоответствии с государственнымипрограммами по физическому воспитаниюдля соответствующей возрастной категории.

Дети второй группы здоровья как группариска нуждаются в повышенном вниманиисо стороны врачей. С ними необходимопроводить специальные мероприятия позакаливанию, занятия лечебной физкультурой,диетотерапию; для них требуетсяорганизовать рациональный режимжизнедеятельности в соответствии ссостоянием их здоровья.

Дети с третьей,четвертой и пятой группами здоровьядолжны находиться под постояннымнаблюдением врачей, их двигательныйрежим ограничен определеннымипротивопоказаниями (но должен бытьобязательной частью образа жизни), идля них удлиняется продолжительностьотдыха и сна.

Послераспределения по группам здоровьядетей, признанных годными к обучению вобщеобразовательной школе, разбиваютпо медицинским группам, принадлежностьк каждой из которых определяет и тотрежим занятий физической культурой,который наиболее соответствует ихсостоянию здоровья. Правильноераспределение детей по медицинскимгруппам для занятий физкультуройявляется важной частью работыврача‑педиатра и учителя физкультуры.

Распределениешкольников помедицинским группампроизводит врач‑педиатр на основании«Положения о врачебном контроле зафизическим воспитанием населения СССР.Приказ № 826 от 09.ХI.1966г.».

Наоснове данных о состоянии здоровья,физического развития и физическойподготовленности детей все учащиеся,занимающиеся по государственнымпрограммам, делятся на четыре группы:основная, подготовительная, специальнаяи группа лечебной физической культуры.

Косновной медицинской группеотносят школьников без отклонений всостоянии здоровья, а также имеющихнезначительные отклонения при достаточномфизическом развитии.

Кподготовительной группеотносят детей без отклонений в состоянииздоровья при недостаточном физическомразвитии, а также с незначительнымиотклонениями в здоровье. К группе сотклонениями в состоянии здоровьяотносят учащихся с хроническимизаболеваниями.

Наибольшую наполняемостьэтой группы составляют школьники сочаговой инфекцией ротовой полости,носоглотки, придаточных пазух носа идр. Особенно распространены хроническийтонзиллит (20 – 40% учащихся), кариес зубов(почти 90%) и др.

Известно, что хроническиеочаги воспаления в носоглотке и полостирта изменяют общую реактивностьорганизма, снижают его защитные функциии естественную сопротивляемостьинфекциям.

Такие дети часто болеют впериод подъема острых респираторныхвирусных инфекций (ОРВИ) и гриппа, у нихнередки обострения хроническоготонзиллита, отита, гайморита. Очагинфекции в носоглотке может провоцироватьбронхит, воспаление легких, переход ихв хроническую форму.

Кспециальной медицинской группеотносят школьников с отклонениями всостоянии здоровья постоянного иливременного характера, требующимиограниченных физических нагрузок илиопределенных противопоказаний вприменяемых средствах физическойкультуры.

В специальную медицинскуюгруппу включают также школьников,страдающих другими заболеваниями, из‑закоторых вданное времянеобходимо значительно ограничитьфизическую нагрузку (после перенесенноготуберкулеза, при значительном отставаниив физическом развитии и в физическойподготовке, при острых желудочно‑кишечныхзаболеваниях с явлениями истощения,через пять – шесть месяцев послегепатохолецистита, а также вирусногогепатита).

Кконтингенту специальной медицинскойгруппы относят и школьников, для которыхфизическая нагрузка не представляетопасности, но они не могут заниматьсяпо общей программе из‑за дефектовопорно‑двигательного аппарата:анкилозов, контрактур, резкой атрофиимышц, после травматических повреждений,хронического инфекционного полиартрита,сопровождающегося ограничениемподвижности суставов, имеющих остаточныеявления полиомиелита, а также выраженнуюдеформацию позвоночника I – II степени.

Дляшкольников подготовительной и специальноймедицинских групп предусматриваетсяограничение объема физической нагрузки,степень которой зависит от состоянияздоровья данного школьника, егозаболевания и других критериев состоянияорганизма.

Так, специальные медицинскиегруппы комплектуются из обучающихся,для которых физическая нагрузка,получаемая на уроках физкультуры,противопоказана или требует значительногоограничения.

Поэтому физическоевоспитание школьников специальноймедицинской группы проводится по особоразработанной программе, соответствующейособенностям занимающегося в данноймедицинской группе контингента.

Кгруппе лечебной физкультурыотносят детей (чаще всего относящихсяк четвертой и пятой группам здоровья),которые имеют те или иные выраженныенарушения здоровья и освобождаются отзанятий физкультурой в школе. Такиегруппы должны работать непосредственнопри лечебных учреждениях под контролемсоответствующего специалиста.

Такимобразом, ниодин ребенок, посещающий общеобразовательноеучреждение, не должен быть полностьюосвобожден от физического воспитания.В случае, если такое положение имеетместо, ответственность за него долженнести врач, принявший такое решение.

Всоответствии с указанным выше Приказомминистра здравоохранения СССР № 826 от09.XI.1966 г., до настоящего временираспределение школьников по медицинскимгруппам проводится согласно приводимойниже таблице 13.

Таблица13

Примерныепоказания для определения медицинскойгруппы при некоторых отклонениях всостоянии здоровья у детей и подростков

Следуетобратить внимание на то, что приведеннаятаблица еще раз подтверждает: за редкимисключением, связанным, как правило, сострыми состояниями, не может бытьдетей, полностью освобожденных отзанятий физической культурой! В полноймере это относится и к тем случаям, когдаребенок приступает к школьным занятиямпосле перенесенного острого заболеванияили состояния (простудно‑инфекционное,травма и пр.). При этом сроки егоосвобождения от занятий физкультуройв медицинской группе, в которой онпостоянно занимается, рекомендуютсяследующие (табл. 14).

Таблица14

Примерныесроки возобновления занятий физическимиупражнениями после перенесенногозаболевания

Приведенныесроки касаются лишь непосредственнозанятий физкультурой в школе, однако втечение указанных периодов школьникдолжен заниматься физическими упражнениямипо схемам лечебной физкультурынепосредственно под контролемсоответствующего специалиста и лечащеговрача.

Такимобразом, в соответствии с результатамимедицинских осмотров или (при острыхсостояниях и после них) заключениялечащего врача обучающиеся распределяютсяпо медицинским группам для физическоговоспитания непосредственно в школе.

Физическоевоспитание в медицинских группах.Занятия физкультурой в медицинскихгруппах непосредственно в образовательныхучреждениях проводятся по соответствующимпрограммам.

Основнаягруппа.Здесь занятия проводятся по государственнойпрограмме физического воспитания вполном объеме, предусмотрена сдачаопределенных нормативов, разрешаютсязанятия в спортивных секциях и участиев соревнованиях. Итогом успешностиосвоения программы является определеннаясоответствующими критериями оценка.

Подготовительнаягруппа.Занятия проводятся по общей программефизического воспитания при условииболее постепенного ее прохождения сотсрочкой сдачи контрольных испытаний(нормативов) и норм на срок до одногогода.

Непосредственно на занятияхшкольники данной группы нуждаются вболее тщательном контроле со стороныучителя физической культуры и медицинскогоработника образовательного учреждения.Помимо обязательных уроков физкультурыдля таких школьников рекомендуютсязанятия в секции общей физическойподготовки.

Итоговая оценка, в отличиеот школьников основной группы,преимущественно определяется учителемфизкультуры в соответствии с установленнымидля данного этапа обучения индивидуальнымикритериями.

Специальнаямедицинская группа.Занятия проводятся по особой программеили отдельным видам государственнойпрограммы, срок подготовки удлиняется,а нормативы заменяются выполнениеминдивидуальных заданий. Основной формойи средством работы специальной медицинскойгруппы являются занятия лечебнойфизкультурой.

Переводиз одной группы в другую производитсяпри ежегодном медицинском обследованиишкольников. Переход из специальноймедицинской в подготовительную группувозможен при условии положительнойдинамики результатов лечения и успеховв занятиях физкультурой.

Источник: https://studfile.net/preview/2278853/page:64/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.